Топовые новости
Новое

Кругосветный транспорт товаров

Кругосветный транспорт товаровКругосветный транспорт товаров, снабжающий Амурскую и Приморскую области и часть Забайкалья до селения Сретенского, сказался на незначительном снижении ярмарочных оборотов в конце 1880-х - начале 1890-х гг. Это обстоятельство вывело из сферы торгового влияния Верхнеудинской ярмарки Амурский край и частично Восточное Забайкалье, доставляемые по Амуру товары не всегда привозились на ярмарку. Увеличение же ярмарочных оборотов в конце XIX в. во многом связано с притоком рабочих и служащих на строительство Забайкальской железной дороги, что повышало потребительский спрос на предметы первой необходимости. В целом, по отношению к 1861 г., ярмарочная торговля выросла в 3-4 раза, а если учитывать, что в отчетах городской думы показаны не вполне достоверные цифры либо потому, что некоторые иногородние торговцы принижали действительную прибыль, либо вовсе не предоставляли отчетов, то обороты были более значительными. В среднем реализовывалось до 71 % привезенных товаров, остальные оставались в лавках и продавались в течение года.

Снижение ярмарочной торговли вызвано быстро развивавшейся стационарной торговлей - стабильной сетью магазинов оптовой и розничной продажи. В первой половине XIX в. в городах велась лавочная торговля, круглогодично городские базары - места сбыта сельскохозяйственной продукции, в том числе и из близлежащей округи. Анализируя итоги Верхнеудинской ярмарки 1897 г., когда стоимость приобретенных товаров составила 62 % от привоза, корреспондент «Забайкальских областных ведомостей» писал: «Уменьшение сбыта товаров нужно приписать главным образом развитию местной в Верхнеудинске оптовой торговли в течение года купцом Второвым, почему у покупателей является уже меньше потребностей в привозных товарах...»1. В начале века многие продавцы, имея постоянную торговлю в городе, тем не менее, предоставляли сведения о продажах в ярмарочный комитет. Из сохранившихся 65 Ярмарочных листов, выданных торговцам на ярмарке 1903 г., следует, что пятеро владели стационарными торговыми точками и ярмарочный отчет не вели. В середине 1890-х гг. в связи с возникновением крупных торговых фирм появляются универсальные магазины типа товариществ А. Ф. Второва или братьев Бутиных, что, безусловно, влияло на ярмарочные обороты. Выставляя на своих прилавках всевозможные товары, способные удовлетворить различные вкусы, стационарная торговля могла обеспечивать ими население круглогодично, не вызывая ажиотажного спроса, как это бывало на ярмарках.