Топовые новости
Новое

Мужская гимназия

Мужская гимназияВ Читинской мужской гимназии количество учеников почти за 30 лет увеличилось в 7,5 раза. Такая же ситуация наблюдалась в реальных училищах. В Троицкосавске число реалистов за этот же срок повысилось в 4 раза. Более интенсивно развивалось открытое в 1906 г. Верхнеудинское реальное училище: за 10 лет работы количество обучавшихся в нем умножилось в 2,1 раза. К 1913 г. коэффициент прироста равнялся 1,7, тогда как в Троицкосавском - 1,3 раза. Численность гимназисток Троицкосавска выросла в 1,8, а в Читинской I гимназии - в 2,4 раза. В среднем количество учащихся в Читинской мужской гимназии увеличилось за первое десятилетие XX в. на 45,4 %, в Верхнеудинском реальном училише - на 73, в троицкосавских средних школах: мужской - на 62, а в женской - на 68,5 %. Рост численности верхне - удинских гимназистов связан с быстрым приростом населения города, ставшего железнодорожным центром с экономически развитой округой. На первый взгляд может показаться, что ситуация благополучная и успехи средней школы налицо. В пересчете же на душу городского населения на одно среднее общеобразовательное заведение приходилось 6438 человек, а сопоставление с ростом численности обучающихся в средних учебных заведениях в центре страны оказывалось не в пользу Забайкалья. И, тем не менее, рост цифр в вертикальных рядах свидетельствует о стабильном интересе к среднему образованию. Вывод подтверждают и отчет Иркутского генерал-губернатора за 1911 г., и ходатайства городских обществ об открытии средних учебных заведений, в том числе и городов-сел. В частности, в 1913 г. с таким ходатайством обратились жители Баргузина, хотя впервые речь об открытии женской гимназии шла на заседании Городской думы 22 февраля 1890 г.

С 1906 г. разрешается открывать частные учебные заведения на правах казенных. К 1911 г. в городах Забайкалья работали 7 частных учебных заведений, в которых обучалось 554 человека.

В каждом городе работали 3— 5-классные училища — старейшие учебные заведения с внушительным контингентом учащихся. Значение этих учебных заведений трудно переоценить. Они составляли следующую после городских приходских училищ ступень образования с курсом обучения, соответствовавшим гимназическому, но в несколько меньшем объеме. Они были доступны для большинства горожан, в связи с тем, что город имел возможность регулировать плату за обучение. Например, Троицко - савское самоуправление нашло нужным снизить ее до 3 р. в год, так как училище «было полезно для бедного класса учеников»1. В городах Забайкальской области в 1913 г. в8 городских училищах обучалось свыше 900 учеников.