Топовые новости
Новое

Музыкальное общество

Музыкальное обществоВ развитии музыкальной культуры особое место занимает Нерчинск, где в 1874 г. благодаря деятельности М. Д. Бутина открывается отделение Императорского русского музыкального общества с целью распространения музыкального искусства в Сибири и подготовки профессиональных музыкантов. При отделении создана одна из первых в Сибири музыкальных школ, в которой бесплатно обучались мальчики, совместно с педагогами организован оркестр, мастерство которого по достоинству оценивалось профессиональными музыкантами России.

В других городах были только коллективы музыкантов - любителей. Традиции домашнего музицирования берут начало с первой половины XIX в. Если домашние театры - прерогатива богатых и интеллигентных семей, то музыкальные, особенно народные, инструменты были в каждом доме. Гитару можно назвать собственно городским, а скрипку - внесословным и вненациональным инструментом.

Таким образом, во второй половине XIX в. шел процесс формирования культурной инфраструктуры городов Забайкалья, убыстряясь к рубежу веков, когда были созданы научные, научнопросветительные, просветительные учреждения. Их возникновение в последней четверти XIX в. - закономерное явление, по времени совпадающее с распространением в Сибири и Забайкалье культурнического движения, рассматривавшего библиотеки, музеи, воскресные школы, театр как основные инструменты просветительства, призванные привить и воспитать в народе любовь к знаниям, к самообразованию, развить художественный вкус. Появление собственно развлекательных элементов культурной структуры в городах относится к началу XX в. и связано с техническими новшествами, прежде всего кинематографом, где наиважнейшим был коммерческий аспект, следовательно, нацеленность на усредненные зрительские предпочтения. Круг чтения большей части горожан, популярность определенной книжной продукции, приобретаемой в книжных лавках, киноафиши свидетельствуют о неразвитости художественного вкуса городского населения, которое еще только приобщалось к художественным ценностям. Тем не менее распространение культурной деятельности под влиянием складывающейся культурной инфраструктуры, внедрение ее в повседневный быт горожан указывают на некоторые сдвиги в этой сфере. Проведенные в 60-70-х гг. XIX в. реформы, прежде всего городская, способствовали росту народной общественной инициативы, направленной на переустройство городской жизни, более широкому включению горожан в социокультурные процессы создания, реализации и функционирования тех или иных учреждений в рамках городской пространственной среды. Значение сформированных культурных элементов заключается в том, что они расширили поле распространения культурного влияния на население и применения частной и общественной инициативы, создав новые центры притяжения общественных сил.