Топовые новости
Новое

Популярность фотографии

Популярность фотографииПопулярность фотографии на рубеже веков, появление значительного количества фотографов привели к объединению их в Фотографическое общество. Идея его создания в Иркутске принадлежала И. М. Портнягину, уроженцу Забайкалья, ставшему председателем правления общества. Несколько позднее такое общество возникает в областном центре, а в 1913 г. фотографы Верхнеудин - ска «по примеру Читы» решили создать городское объединение, которое, по их мнению, должно помогать его участникам в изучении археологии, этнографии и культуры Забайкалья. Первые опыты в фотографии - работы 8 авторов, были представлены на сельскохозяйственной и промышленной выставке 1899 г. 'Достигнув определенного профессионального уровня, «светописцы» стали устраивать фотовыставки сначала с участием местных авторов, а затем и фотографов других городов и даже стран. Продемонстрировать возможности фотографии удалось в Иркутске. Здесь совместно с Восточно-Сибирским отделением ИРГО фотографы, том числе и забайкальские, познакомили публику «с фотоснимками, характерами природы Азиатской России и соседних с нею стран, а также обликом и жизнью обитателей их», с литературой, инструментарием и материалами, употребляемыми в современной фотографии. Таким образом, первая фотографическая выставка носила просветительско-познавательный характер. Выставки стали ежегодными. На первом фотоконкурсе по другую сторону Байкала в 1913 г. 6 участников выставили на суд зрителей и коллег 51 работу. Во второй фотовыставке участвовало уже большее количество экспонентов из Верхнеудинска, Иркутска, Томска, Тихвина, Киева и Санкт-Петербурга. Постепенно в фотографии на первый план выходит эстетическая сторона. Это подчеркивается и названиями фоторабот: «Последний снег», «Сумерки» В. Писарева, «Листняк», «Тункинские Альпы» Р. Иванова, «Лунная ночь» Берденникова. По мере улучшения качества, техники исполнения снимков, позволявшей передавать тончайшие нюансы состояния человека и природы, фотография начинает восприниматься как искусство, но при этом не теряет своей документальности - в этом ее огромное значение для потомков. Среди фотографов были люди, которые изо дня в день вели фотографическую летопись городов региона: Н. А. Чарушин в Троицкосавске, Н. Н. Бурлаков и С. Б. Нодельман в Верхнеудинске, А. К. Кузнецов в Нерчинске и Чите. Благодаря их неутомимой деятельности фотография превратилась в документ, «памятник» эпохи, музейный экспонат.