Топовые новости
Новое

Промышленный подъем

Промышленный подъемПромышленный подъем конца XIX в., отставание области в экономическом развитии, необходимость в квалифицированных рабочих и ремесленных кадрах выдвинули задачу введения ремесленного образования как «насущную потребность для населения», которая «давно сознается всеми и заявляется при всяком удобном случае». Начало было положено статским советником Я. А. Немчиновым, открывшим в 1886 г. в Троицкосавске сиропитательную ремесленную школу для 20 воспитанников и пансионеров в возрасте от 9 до 14 лет. Здесь мальчики получали общее образование и обучались портняжному, столярному и сапожному мастерству. Каждое «мастерство» было представлено внушительным списком наименований изделий, изготавливаемых учениками для себя, на заказ и специально для выставок. Например, портные овладевали навыками пошива 11 вещей разной сложности - от фартуков до шуб и пальто. В 1894 г. они сшили 275 предметов одежды, в том числе на заказ 3 пальто, 2 больших и 3 малых шубы и суконную тройку, не считая работ по починке платья и белья. Сапожное отделение представлено меньшим числом осваиваемых работ, в основном шили и ремонтировали сапоги, частных заказов здесь почти не было. В слесарно-токарном отделении номенклатура изделий включала в себя до 21 наименования - от линеек до качелей, оконных рам и разных видов кресел, диванов и подставок. При наличии 7 частных заказов большая часть изделий была изготовлена для выставки. За 14 лет работы в школе приобрели знания 104 человека1.

В 1893 г. совместными усилиями областной администрации и общества открыто Читинское ремесленное училище для подготовки мастеров столярного и слесарного дела. В первый учебный год в училище поступило 22 человека. Контингент учащихся постоянно возрастал: к 1901 г. почти в 4 раза, а к 1911 г. еще в 1,4 раза и составил 123 ученика. Это свидетельствует об определенных успехах в подготовке мастеров и довольно широком распространении в структуре занятости городов именно этих видов ремесел. С середины 1890-х гг. при городских учебных заведениях учреждаются ремесленные классы, считавшиеся общеобразовательными. Они прививали элементарные навыки и обучали основным приемам различных ремесел при обработке дерева и других поделочных материалов. В создании таких классов помощь городским школам оказывало местное купечество. Так, в 1896 г. купец 1-й гильдии И. П. Фролов пожертвовал 10 тыс. р. на приобретение 15 столярно-токарных, 10 слесарных и 15 папочно-переплетных комплектов для городского 4-классного училища.