Топовые новости
Новое

Учебный процесс

Учебный процессВ-четвертых, сам учебный процесс имел ряд сложностей: с одной стороны, количество учебных занятий было ограничено, с другой - не все ученики имели возможность посещать занятия на протяжении 3-4-х лет, основная масса училась 1-2 года, в последующем пополняя знания по желанию в так называемых повторительных классах. В-пятых, состав учащихся в школах был неоднороден в сословном, половозрастном, в профессиональном, образовательном аспектах. По обследованию школ, произведенному Д. Вольфсоном в 1902 г., совокупный портрет слушателя воскресной школы выглядел так: мещане, в основном женщины, домохозяева, ремесленники и прислуга всех уровней грамотности, с преобладанием детских возрастов1.

С течением времени контингент воскресных школ изменился. В 1905 г. в Читинской воскресной школе им. императора Александра III обучалось 193 человека, из них 103 ученицы. Характерно то, что преобладали взрослые слушатели, заметно увеличилось количество грамотных, школу посещали в основном крестьяне и мещане в обучении были заинтересованы железнодорожные мастеровые, домохозяева, люди без определенных занятий и ремесленники. Почти 70 % учащихся обучались в школе первый год. 25 % «пребывали в школе» второй год, 5 % - 3 и 4 года. Ситуация соответствует гем трансформациям, которые произошли в Чите в связи с превращением ее в крупный железнодорожный транспортный и ремонтный центр. Основная масса железнодорожных рабочих рекрутировалась из крестьян, а технологичное производство и высокая социальная активность железнодорожников обуславливали их желание получить новые знания. Снижение доли неграмотных среди посещавших школу свидетельствует в пользу положительных сдвигов, которые произошли в народной школе в пореформенное время.