Топовые новости
Новое

Выгодное местоположение

Выгодное местоположениеЕсли с главным сибирским трактом связаны пять из восьми городов, то на судоходных реках стояли только Верхнеудинск и Селенгинск. Наиболее выгодным местоположением отличался Верхнеудинск. Он находился не только на пересечении дорог из Иркутска в Селенгинск, Нерчинск, Троицкосавск, Читу, но и на пересечении гужевых и водных коммуникаций. Географическое положение, став фактором развития городов, определило и упадок многих из них. Проведение Московского тракта в XVIII в. привело к замедлению роста городов, как это произошло с городами Иркутской губернии Илимск и Балаганск, оказавшимися в стороне от него. Их участь разделили Баргузин и Селенгинск. Но, пожалуй, большие изменения в формировании сети региональных городов внесло сооружение транспортных магистралей общероссийского значения в конце XIX в.

Железнодорожное строительство расширило направления транспортных потоков, изменило традиционную структуру хозяйствования, открыло новые возможности эволюции, что не могло не сказаться на судьбах российских поселений, прежде всего городов. Города, расположенные вдоль линии железной дороги, оказались в более благоприятных экономических условиях. Остальные либо законсервировали свою сельскость, либо вернулись в разряд сельских поселений. В Забайкалье железная дорога позволила быстро развиваться городам, ставшим железнодорожными станциями, и снизила их зависимость от «старого транспортно-товарораспределительного узла - Иркутска»1, а также не «юридическим городам», способствовала появлению новых. Транссибирская магистраль, достигшая в 1897 г. Амура, усилила роль Сретенска в организации сообщения по реке. От Сретенской пристани пароходы отправлялись в Хабаровск и Благовещенск. Станица, ставшая переселенческим пунктом, вплоть до строительства Амурской железной дороги, служила важнейшей точкой на пути переселенцев, где они могли воспользоваться баней и прачечной. Наиболее сильно пострадал от проведения железной дороги Троицкосавск. Как точно выразился В. В. Воробьев, «железная дорога... убила Кяхту», которая «попала в зависимость от Верхнеудинска как ближайшей к ней железнодорожной станции». Теперь в Верхнеудинске сосредоточились все виды существовавших тогда транспортных коммуникаций.