Топовые новости
Новое

Хозяева торговых заведений

Хозяева торговых заведенийХозяева торговых заведений стремились выделить их в общем ряду жилых застроек и других магазинов зеркальными стеклами или вывеской, совпадавшей с рекламными объявлениями в газетах. Распространенной практикой было называть магазины именами владельцев и товаров либо давать им броские названия. В первом случае делалась ставка на ответственность коммерсанта за продаваемый им товар или известность товара, в другом - на необычность названия. В некоторых магазинах устанавливались доверительные отношения с покупателем: продажа товаров под запись, по счетам, оплачиваемым позднее, или по товарным книжкам с кредитом от владельца торговли1. Такая практика, безусловно, привлекала покупателей.

Данные таблицы 29, без учета мелочного торга и развозноразносной торговли в средних и малых городах области, позволяют увидеть динамику развития стационарной торговли в забайкальских городах и свидетельствуют о поступательном характере развития торговой сети большинства городских поселений Забайкалья. При этом число торговых заведений в Чите и Верхнеудинске подтверждает их положение — центра области и центра экономически развитого уезда.

Как мы уже отмечали ранее, торговля приносила большие доходы в сравнении с производственной сферой. В качестве доказательства можно привести еще несколько примеров. Из Перечня торговых и промысловых предприятий, составленных Троицкосавской городской управой в 1903 г., следует, что 49 промышленных заведений произвели продукции и работ на сумму 153 970 р., в то время как 255 торговых предприятий - 40 313 тыс. р., т. е. в 26 раз больше. По сведениям Читинской городской думы, в 1910 г. в торговопромышленной структуре торговые предприятия составляли 88,3 %, а их обороты - 93,3 %, показатели 1911 г. еще возросли и стали 89,6 % и 95,2 %. Как и в Сибири, где «стационарная - магазинная и лавочная - торговля к 1902 г. более чем в 10 раз превысила обороты ярмарок», соотношение товарооборота в Забайкалье складывалось не в пользу временной торговли, ярмарки уступили стационарным продажам. Произошло изменение структуры городской торговли.