Топовые новости
Новое

Законченность городским

Законченность городскимКрасоту, гармоничность и законченность городским ансамблям придавало культовое зодчество. Городские храмы имели высокую культурную значимость. Их каменные массивы и колокольни возвышались над городом как архитектурные доминанты. Храмы возводились одновременно с острогами и крепостями. В последующем при составлении генеральных планов городов они стали формировать пространство кварталов, улиц и площадей, подчеркивая композиционные узлы и оси. В городах малоэтажной застройки храмы определяли силуэт города, значимость той или иной зоны. Классицистические светские здания и барочные культовые сооружения эстетически украшали город. Возведение храмов и часовен было особой заботой города и горожан. Каменные культовые сооружения являлись предметом их гордости. По мнению Преосвященного Ме - лентия, епископа Селенгинского, именно наличие каменных церквей являлось главным отличием города от деревни1. В 1861 г. каменная церковь возвышалась над 135 строениями Баргузина, как и в Селенгинске, где из 194 зданий каменными были церковь и гостиный двор. Такое положение сохранялось не одно десятилетие.

Во второй половине века в России заметен интерес к восточной экзотике, это коснулось и городов региона. В формах византийской архитектуры возводятся Покровская и Успенская церкви в Троиц - косавске, в т. н. мавританском стиле выполнен дом - дворец Бутиных в Нерчинске.

В декоре деревянного строительства отмечалось влияние идей каменного зодчества и художественного творчества бурят. Орнаментальные мотивы встречались в различных вариациях, также как и некоторые архитектурные детали бурятской культовой архитектуры. Так, в 1900-х гг. в Верхнеудинске была построена купеческая дача в виде небольшого буддийского храма. Заслуживает упоминания буддийский храм, украшавший Читу, построенный специально для промышленной и сельскохозяйственной выставки 1899 г. и подаренный городу.