Топовые новости
Новое

Железная дорога

Железная дорогаВ городах, жизнь которых оказалась связанной с железной дорогой, рост школьной сети происходил за счет открытия железнодорожных школ не только для детей железнодорожных служащих, но и для горожан. Так, в 1910 г. в Мысовской железнодорожной школе обучалось 110 учеников, а в Верхнеудинской - 276 детей. После проведения железкой дороги школьная сеть в Верхне - удинске увеличивается в 3,6 раза. В 1911 г. в 2 городских железнодорожных школах образование получали 877 школьников.

Для развития школы различных ступеней потребовалось усиление кадровой политики, воспитание квалифицированных учителей, востребованность в которых возрастала с каждым десятилетием. До 70-х гг. XIX в. в Сибири не существовало ни одного специального учебного заведения по подготовке учителей. Первое профессиональное учебное заведение в рамках генерал-губернаторства - семинария - открылось в Иркутске в 1872 г. Выпускники семинарии, а их к 1900 г. было 804, имели минимальный уровень общеобразовательной и специальной подготовки. В помощь семинарии по обеспечению начальных школ учителями открывались специальные педагогические классы при женских гимназиях и епархиальных училищах, краткосрочные педагогические курсы.

Как бы активно ни развивалась школа, увеличивая постоянно свою сеть и численность учащихся, общая грамотность населения возрастает незначительно, в целом оставаясь на невысоком уровне за счет взрослого неграмотного населения, что имело негативные последствия для общего культурного уровня городов. По данным переписи 1897 г., образовательный ценз забайкальских горожан в среднем составил 39,8 %. 49 % мужчин и 27,7 % женщин считали себя грамотными. В образовательной структуре подавляющее количество жителей городов закончило средние учебные заведения. Для сравнения: по данным переписи, в Иркутской губернии насчитывалось 43,4 % грамотных горожан, из которых 22,9 % получило образование в учебных заведениях различных уровней и специализаций. Среда культурного общения оказывалась низкого качества. Общий подъем системы образования не оставил в стороне и взрослое население городов. Удовлетворить свою тягу к знаниям, получить «хотя небольшое» просвещение взрослые, а также работающие дети могли, став слушателями воскресных школ.